к Торжку можно попасть двумя способами:

ехать на 40км больше по М9 или стоять на 40км меньше по М10

мы предпочли первый вариант и по пути проезжали, уже хорошо известный нам

Ярополец

Усадьба Ярополец Гончаровых (Ярополец) Усадебный ансамбль сложился в основном при Загряжских, в середине XVIII века. Сначала на берегу Ламы был построен деревянный помещичий дом с каменными службами, и каменная церковь Иоанна Предтечи (1751-1755-е гг.), стоящая при въезде на парадный двор. К храму, и далее на парадный двор ведут боковые въездные ворота. Они имеют форму крепостных башен с зубцами. От кирпичной ограды, ранее окружавшей весь усадебный комплекс, уцелела только южная стена. Курдонёр образован усадебным домом (1780-е гг.), и хозяйственными постройками, расположенными полукружием. Небольшой усадебный дом, соединённый переходами с флигелями, обладает высокими художественными достоинствами, что позволяет отнести его к числу лучших усадебных построек того времени. Архитектура дома изысканна и нарядна. Создателем гончаровского ансамбля считают известного архитектора второй половины XVIII в. И.В. Еготова. Усадьба имеет мемориальное значение. Ярополец дважды, в 1833 и 1834 гг., посещал А.С. Пушкин. Он приезжал сюда к матери своей жены - Н.И. Гончаровой. Вообще гончаровская усадьба, уже в пушкинское время клонилась к упадку (мать Натальи Николаевны, по свидетельству поэта, «жила в разрушенном дворце»). До 1941 г. в усадебном доме существовала «Пушкинская комната», восстановленная уже в наши дни. Поместье сильно пострадало во время Великой Отечественной войны. В пожаре погибла комната поэта и внутреннее убранство дома, так же был нанесён значительный ущерб хозяйственным постройкам и парку. В 1960-е гг. в имении проводились реставрационные работы. Сейчас здесь расположилась база отдыха МАИ. Н.Бондарева

Усадьба Ярополец Чернышевых

усадебный дом в аварийном состоянии и огорожен забором

а вот

Казанская церковь (1798 г.)

не только доступна, хотя состояние ее не сильно лучше, но и обзавелась новой табличкой - реконструкция не за горами, надо полагать

 

оригинальное по своей композиции двухкупольное сооружение. Зальное пространство храма оформлено по периметру коринфскими каннелированными полуколоннами и перекрыто огромным зеркальным сводом, из центра которого свешивается цепь, державшая когда-то роскошную люстру… Стены, полуколонны и уцелевший каркас алтарной преграды с золотыми колонками - насыщенного синего цвета. Изящные капители, развитой антаблемент, с тонкой орнаментальной лепкой и свод плафона - белоснежные. Немного мрачно, но торжественно. Зал церкви- усыпальницы З.Г. Чернышева напротив жизнеутверждающе светел, и до самых крестовых сводов наполнен лёгкими потоками воздуха. В апсиде усыпальницы ещё сохраняются остатки монументального надгробия графа Чернышева. Это плоская пристенная пирамида, высотой около 4 метров, в основании которой мощный ступенчатый цоколь, украшенный барельефами. На цоколе, как на пьедестале покоится база (нижняя часть) колонны, на которую был водружён чёрный мраморный саркофаг.
А теперь вернёмся к жестокой действительности… Внутреннее пространство храма буквально истерзано вандалами, здесь сокрушено и поругано всё, что было досягаемо. Не пощадили даже надгробия, падая с пьедестала массивные глыбы мрамора пробили перекрытия усыпальницы…
Широта замысла и его мастерское исполнение, а так же цельность художественного ансамбля дали в своё время повод называть усадьбу русским Версалем. Н.Бондарева

и уж совсем сюрпризом для нас стала возможность осмотреть колокольню рядом, которую по всей видимости использовали как водонапорную башню

что впрочем встречается достаточно часто

лестницы хоть и железные, но ржавый и шаткие...

ну и конечно, мы не смогли снова не заглянуть на

ГЭС на Ламе

В 1918 году в местном ярополецком драмкружке задумали поставить пьесу для жителей окрестных деревень. По предложению агронома было решено построить маленькую электростанцию на базе водяной мельницы Чернышевых, сохранившейся в усадьбе. Идея увенчалась успехом: спектакль шел при электрическом освещении. А в 1919 году в Ярополец провели электричество, затем к кооперативу присоединились еще 14 деревень, и в них зажглись «лампочки Ильича». В 1920 г. Ярополец посетил Ленин, который одобрил местную инициативу и помог с оборудованием. Ярополецкая ГЭС имени В. И. Ленина успешно работала вплоть до начала Великой Отечественной и была взорвана немцами во время фашистской оккупации села 30 октября 1941 года. Однако силами местных жителей станцию удалось восстановить и в 1959 году она уже была подключена в общую электросеть. На данный момент здания станции воссоздано в первоначальном облике, правда, она уже не работает

вид на Барский пруд

 

так интересно мы приехали в

Торжок

по традиции, первым местом остановки стал

Борисоглебский монастырь

жизнь течет: траву косят, часть территории отгородили забором, а до реставрации пока руки не дошли...

вид на р.Тверца и Вознесенскую (Тихвинскую) деревянную церковь (Торжок)

Построена в начале XVIII в.

 

а время шло к обеду и надо было найти живописное местечко для перекуса

на предложенном Натальей Бондаревой маршруте, первая точка как раз и оказалась подходящим местом

на живописном берегу р. Трясенки

и усадьба Чевакино

Имение принадлежало Загряжским, а затем перешло к дворянам Чевакинским. Здесь, в родовом гнезде появился на свет замечательный мастер русского барокко, украсивший своими произведениями северную столицу и её окрестности, учитель В.И. Баженова - Савва Иванович Чевакинский (1713-1777). Известный зодчий, по всей видимости, так и не разбогател, крестьяне его пребывали в большой нужде "...и от недостатка хлеба ходили по миру...".
Скромный ансамбль дворянской усадьбы, дошедший до нашего времени, принадлежит ко вт. половине XIX века. Сегодня можно видеть одноэтажный барский дом с четырёхколонным портиком по главному фасаду и несколько служебных построек. От парка остался каскад прудов.
Сама усадьба находится в центре села, в людном месте - в общем никакой романтики, но есть в Чевакино еще нечто интересное.

 

Селихово

не знаю уже что за место, тк дом не выглядит старым на вид и забор собран из подручных материалов, вроде арматуры

но вокруг остатки парка и пруд

вдоль берега р.Осуги с перекатами

к Волосово

вид с лесов

 

Прямухино

До конца XVIII в. владение находилось в собственности дворян Шишковых. Они и обустроили на береговом склоне Осуги небольшое, но доходное имение со скромным деревянным домом, каменной Покровской церковью 1760-х гг., водяной мельницей и мануфактурой по производству холста. При закладке парка был учтен естественный рельеф, изобиловавший оврагами, подземными ключами и ручьями.
В 1779 г. имение, перешедшее к А.М. Бакунину, переживает свой экономический подъём - сооружаются каменный "магазеин", конный двор, и другие постройки хозяйственного назначения.
Следующий из Бакуниных, Александр Михайлович, также активно занимался усадебным строительством. Особые отношения связывали Бакунина с ученым, музыкантом, литератором и архитектором Н.А. Львовым. До сих пор не удалось обнаружить документальных свидетельств о причастности зодчего к преобразованиям в прямухинском имении, но невозможно отрицать, что в Покровской церкви (1808-1826 гг.), сменившей свою обветшавшую предшественницу, отчетливо видны художественные приёмы мастера, а решение, объединившее храм со старым магазином при помощи пандуса, декорированного природным камнем, и сегодня представляется гениальным. В крестчатом храме размещались две церкви (летняя и зимняя) и родовой склеп.

Старая усадьба в Прямухине еще жива, хотя состояние её плачевно. Кроме церкви с отдельно стоящей колокольней здесь можно осмотреть заброшенный господский дом, здание мануфактуры и несколько разрозненных усадебных построек, а так же заросший парк, надёжно скрывший былые ландшафтные затеи.
Наталья Бондарева

усадебный дом совсем обветшал

но сектантское гнездо процветает

а вот беседки, указанной на схеме усадьбы, нет

хотя мы тщательно обшарили весь парк, сполна расплатившись кровью с голодными паразитами

один из родников

магазин в селе

под вечер набежали тучки, стало пасмурно и дождливо

но и нам оставалась последняя точка маршрута

Тысяцкое

тут сохранились

Смоленская церковь, заросшая борщевиком

усадебный дом, превращенный в Дом культуры

и ледник, с однозначно читаемым авторством, в котором располагался пивной ларек

теперь облюбованный местной молодежью, которая великодушно разрешила нам осмотреть достпримечательность, в качестве беседки и так же заросший борщевиком

почту в провинции теперь стало очень просто определить... :)

потом мы заехали еще и в Кувшиново, но не найдя ничего примечательного, кроме плотины на которую не заехать, а пешком после дождя слишком грязно

мы отправились домой

 

 

 

 

Михаил Гризли

(еще фотографии из других поездок)

 

 

 



Используются технологии uCoz

 

Besucherzahler
счетчик посещений